Закроют ли Work and Travel USA и будут ли давать J-1 визы в консульствах США?

Уже стало традицией, что к старту очередного сезона Work and Travel USA начинают появляться слухи о серьезных проблемах программы и о ее скором закрытии. Подобные разговоры ходили в 2014 году после введения санкций против России и сразу после избрания Трампа в 2016 году, а в связи с последними событиями эта тема получила дополнительное развитие.

Существует несколько основных факторов, которые способны оказывать влияние на благополучие и развитие программы. Давайте проанализируем их и разберемся с различными аспектами проблемы.

 

1. Мешает ли Work and Travel сделать Америку Great Again?

 

По информации Wall Street Journal в администрации Трампа в рамках проведения в жизнь указа президента «Buy American, Hire American» идет работа по пересмотру миграционных правил, которая может затронуть и программу Work and Travel USA. Основные "претензии" к программе связаны с "отбором" рабочих мест у американцев, а именно американской молодежи, и с "вкладом" программы в поток нелегальных мигрантов. Оба этих вопроса относятся к ключевым в рамках предвыборной программы Трампа. Разберем обоснованность этих "претензий".

Вопрос о том отбирают ли участники W&T рабочие места у американской молодежи поднимается уже довольно давно, и за последние годы сделано многое для того, чтобы ответ был однозначным - нет.

Пристальное внимание вопросу рабочих мест для американцев было уделено при разработке новых правил для программы Work and Travel USA в 2010-12 гг.

The 2012 IFR also includes new protections for U.S. workers. Each season, sponsors must confirm that the host employers with which they intend to place participants: 1. Will not displace U.S. workers at worksites where they place program participants; 2. Have not experienced layoffs in the past 120 days; and 3. Do not have workers on lockout or on strike.

Детали можно изучить по ссылкам:

https://j1visa.state.gov/wp-content/uploads/2012/09/dos_frdoc_0001-1491-1-.pdf

https://j1visa.state.gov/wp-content/uploads/2012/05/2012-swt-ifr.pdf

В результате реформы Work and Travel были заметно ужесточены требования к рабочим местам (как по географии, так и по типам вакансий), усилен контроль за участниками программы (студентами и работодателями) и за работой спонсоров, что привело к заметным позитивным изменениям, хотя некоторым участникам эти изменения добавили сложностей при самостоятельном поиске работодателя.

Участники W&T заполняют сезонные вакансии. Уровень безработицы в США сегодня (как в целом, так и среди молодежи) достиг минимальных значений за многие годы, что не только значительно сокращает предложение сезонной рабочей силы со стороны местного населения, но также увеличивает спрос на нее за счет сокращения числа малообеспеченных семей и роста внутреннего туристического потока в результате.

"In July 2017, the youth unemployment rate, at 9.6 percent, was 1.9 percentage points lower than last July. This represents the lowest summer youth unemployment rate since July 2000." Bureau of Labor Statistics

Статистика за последние несколько лет (2014-17): https://www.bls.gov/news.release/youth.t02.htm 

Если и говорить об опасности для рабочих мест для американцев, то внимание на себя, в первую очередь, обращают рабочие визы H-1B/H-2B, а также программы стажировок (J-1).

Этого вопроса, а также других моментов, которых можно было ожидать после победы Трампа на выборах, мы касались в прошлогодней статье WORK AND TRAVEL USA ПРИ ТРАМПЕ: ЧЕГО ЖДАТЬ УЧАСТНИКАМ ОТ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА США?

 

Кроме позитивной динамики на рынке труда влияние на общее положение дел оказывает и то, что американская молодежь в последние десятилетия все меньше заинтересована в том, чтобы работать в период каникул, так как делает акцент на дополнительное обучение, подготовку к поступлению, неоплачиваемые стажировки, то есть на инвестициях в свое будущее. Нужно заметить, что тем же самым озабочены многие участники W&T, которые едут в США не столько отдохнуть и заработать, сколько с тем, чтобы полноценно выучить английский и добавить привлекательную строчку в свое резюме. Анализ этих процессов, а также статистику по степени "вовлеченности" молодежи на американском рынке труда можно найти по этим ссылкам:

http://time.com/4838672/where-did-americas-summer-jobs-go/

https://www.theatlantic.com/business/archive/2017/06/disappearance-of-the-summer-job/529824/

https://www.bls.gov/opub/ted/2015/summer-youth-employment-in-july-2015.htm

 

Что касается нелегальной иммиграции, то нужно отметить тот факт, что J-1 имеет далеко не самую худшую статистику в этом вопросе. Да, нарушителей больше, чем по туристическим визам, но меньше, чем по учебным. При этом речи об отмене F или М виз никто не ведет.

"In fiscal year 2016, DHS calculated a total of 1,457,55619 students and exchange visitors who were expected to change status or depart the United States. The 1,457,556 is comprised of 975,046 “F”, 13,963 “M”, and 468,547 “J” visa categories of admission ... The total overstay rate for students and exchange visitors in FY 2016 is 5.48 percent of the total number of students and exchange visitors who were expected to have adjusted status or departed from the United Stated in FY 2016. The total overstay rate is 6.19 percent for the F visa category, 11.60 percent for the M visa category, and 3.80 percent for the J visa category." 2016 Entry/Exit Overstay Report - US Department of Homeland Security

 

Оценивая возможные перспективы программы нужно принимать во внимание и то, что Work and Travel имеет в своем активе более чем 50-летнюю историю, десятки стран-участниц и серьезную поддержку как со стороны бизнеса, так и со стороны американских законодателей. Инициатива по созданию обменных программ принадлежит конгрессу, Work and Travel поддерживается представителями обеих партий как в Палате Представителей, так и в Сенате (https://static1.squarespace.com/static/5900f8cdd1758e2cf2e283dc/t/598c77bfcd0f686159d63f87/1502377921581/J-1+Visa+Letter-+08-08-2017.pdf и https://gallery.mailchimp.com/92b9c3eeaf23cd6039926e0fd/files/9a0ddb7a-0e0c-4030-b4db-16669add27cc/LoBiondo_SupportLetterSWTProgram_July2017.pdf), а как известно у Трампа есть определенные сложности в вопросах, в которых конгресс находится не на его стороне.

Кроме того, после появления статьи в WSJ активизировались силы, лоббирующие интересы программы в США. Что, в числе прочего, выражается в работе с общественным мнением через СМИ: https://www.americansforculturalexchange.org/in-the-news/ (ссылки на последние публикации). Американская демократия в действии!

 

2. Как скажутся санкции на Work and Travel USA?

 

В общих чертах вопрос возможного влияния санкций на W&T мы рассматривали пару лет назад в нашей статье. В целом, выводы, представленные в той статье, нашли свое подтверждение в последующие годы.

Сейчас же коснемся лишь текущей дипломатической повестки. Нужно признать, что российско-американские отношения находятся на действительно низком уровне в настоящий момент. Проблема ли это? Скорее нет. Некоторые аргументы мы приводили в упоминаемой статье двухлетней давности, а вот мнение эксперта, который дает комментарий для "Ведомостей":

"На туристах этот кризис вряд ли скажется, считает человек из отрасли. Чем хуже отношения между странами, тем более они лояльны к обычным туристам: упрощается подача документов, уменьшается число отказов, а повторные визы пролонгируются практически безотказно, говорит он. По данным госдепартамента США, в 2016 г. в визе было отказано 9,3% россиян против 10,2% в 2015 г. Санкции нацелены на дипломатов или бизнесменов, но получить визы на медицинские, туристические и учебные поездки становится даже проще, заключает собеседник." Ведомости

 

Многие винят Трампа в ухудшении отношений, а, следовательно, опасаются дальнейшей эскалации напряженности. Но давайте разберемся так ли страшен Трамп...

В декабре 2016 уходящая администрация Обамы решила оставить Трампу проблемное наследство, выслав из страны 35 российских дипломатов и арестовав 2 объекта недвижимости. Российская сторона взяла паузу с ответом, давая новому президенту возможность исправить ситуацию, то есть отменить решение Обамы. Но мог ли Трамп позволить себе делать подобные жесты в свете раскручивающегося в США скандала вокруг "русского следа"? Очевидно, что подобное решение дало бы дополнительный козырь его противникам.

Идем дальше. Не дождавшись отмены решения Обамы и получив вдобавок новый закон о санкциях против России (в числе прочих государств), российская сторона отвечает высылкой 755 американских дипломатов. Можно ли считать такой ответ пропорциональным? Формально - да, количество дипломатов в обеих странах уравнялось. Но по сути из России выслали больше 60% дипломатов тогда, как из США - меньше 10%. При этом вопрос о количестве сотрудников консульских учреждений, очевидно, должен решаться с учетом фактического количество заявителей, обращающихся за визами.

Естественным образом, общественное мнение в США требовало от Трампа ответа. Тем более, что он не имел никакого отношения к декабрьскому демаршу Обамы. Но так ли жесток был этот ответ? Так ли агрессивен Трамп? Он фактически принял позицию российской стороны о дипломатическом равноправии и лишь, в свою очередь, уравнял число консульских учреждений (осталось по 3 в каждой из стран). И все это на фоне постоянных заявлений представителей Белого дома о нежелательности продолжения подобной практики обмена взаимными уколами.

Что касается упомянутого закона о санкциях против России, подписанном Трампом, то всем известно, что этот закон не был его инициативой. Более того, Трамп активно критиковал его, но отказаться его подписывать не мог, так как конгресс с легкостью бы преодолел его вето, что привело бы к публичному унижению президента. Для этого требуется две трети голосов, а результаты голосования в Палате Представителей - 419 против 3 и в Сенате - 98 против 2 (http://www.bbc.com/russian/news-40749002).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сейчас мы наблюдаем не дипломатическую войну двух противостоящих друг другу государств, а последствия невозможности идти на какие-либо компромиссы со стороны американской администрации под давлением истории с "русским следом", активно развиваемой демократами.

 

3. Сможет ли Посольство США после сокращений штата справиться с потоком желающих получить визу?

 

Если решение о приостановке выдачи виз в американских консульствах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке останется в силе, то на Посольство США в Москве ляжет серьезная нагрузка. Справится ли оно с тем, чтобы рассмотреть заявления всех кандидатов?

В этом вопросе сложно что-либо прогнозировать, но нужно сказать, что за более чем 20-летнюю историю существования Work and Travel в России появлялось огромное количество различного рода нововведений и технических сложностей, в том числе неожиданных. Как правило, консульские работники успешно справляются с такими проблемами, во всяком случае тогда, когда о них известно заранее. На моей памяти лишь один случай, когда в 2003 году (в связи с внедрением системы SEVIS) не все участники имели возможность получить визу. В последние же годы консульство заранее запрашивает информацию о вероятном количестве заявителей, заранее планирует порядок выдачи и оперативно реагирует на текущие изменения в потоке заявлений. Так в прошлом сезоне время ожидания собеседования составляло всего несколько дней и только в конце мая очереди несколько выросли.

В этой связи важно понимать, что вероятность возникновения проблем будет минимальной у тех участников, которые смогут получить DS-2019 и записаться на собеседование в первых рядах.

 

Чего ждать?

 

Я ожидаю того, что тот ревью, который станет результатом работы администрации Трампа, должен окончательно "снять подозрения" с программы Work and Travel USA. Соответственно, серьезных изменений в правилах программы мы не ожидаем, но возможны какие-то поправки: сокращение квот для отдельных стран или требование к работодателям доказывать отсутствие возможности нанять граждан США на открытые вакансии. Также возможно ужесточение контроля за спонсорами со стороны Госдепартамента и, как следствие, за студентами и работодателями со стороны спонсоров. Возможны единичные показательные наказания отдельных спонсоров, нарушающих правила программы.